Страница обновлена 02.12.2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя школа с.Кукобой Ярославская область

Страница обновлена 02.12.2020
Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя школа с.Кукобой Ярославская область
Программа
работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
«Подросток»
Срок реализации: 2020 -2025год.
Составитель: Кузнецова Н.М., заместитель директора по воспитательной работе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны отклонения в поведении для детей подросткового возраста, т.к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе. Известный психотерапевт М.И Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции. Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением в этом возрасте, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания приводят к таким явлениям как: асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического, патриотического воспитания; детская преступность, агрессия, алкоголизм и наркомании. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Факторами попадания детей в категорию «Трудные дети» являются: дисгармоничная семья; соматические заболевания;  неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками; неадекватное  поведение; нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность); средовая  адаптация; просчёты школы в учебно-воспитательной деятельности.
Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка 11-14 лет. Каждому учителю в своей практике, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. Однако педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера), нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении. 
Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути. 
С этой целью и была создана Программа по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. 
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 
1. Создание положительного психологического микроклимата и активной воспитывающей среде в школе; 
2. Создание системы работы с подростками из социально незащищённых слоёв населения по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности; 
3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; 
4. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка; 
5. Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, спортивные секции; 
6. Организация досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное и летнее время.
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
дети в кризисной ситуации;
дети с проблемами в семье;
гиперактивные дети;
дети с проблемами в обучении;
дети с личностными проблемами;
дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ 
Принцип законности, демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними;
Принцип социально-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни;
Принцип поддержки семей и взаимодействия с ними;
Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в некоторых ситуациях она совсем отсутствует или оказывает негативное влияние на ребенка), то основная воспитательная функция принадлежит школе;
Принцип повышения роли общественных организаций.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. Исследовательская работа. Комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка;
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа. Предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.
3. Просветительская работа. Консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов.
4. Воспитательная работа. Вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Наблюдение;
- Психологические и педагогические методики;
- Психолого-педагогический анализ;
- Социально-психологические методы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Изучение проблемных детей.
- выявить всех проблемных детей, начиная с 5-го класса, и завести на них журнал учёта;
- установить характер их педагогической запущенности, путём систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности;
- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить путь и способы улучшений;
- изучить включения его во внеурочную, общественно полезную деятельность;
- установить, входит ли «трудный ребёнок», ребёнок «группы риска» в другие группы, компании и объединения (направленность этих групп, характер их влияния на ученика);
2. Организация педагогической помощи.
- систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыков детей;
- помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
- установление и поддержание систематических доброжелательных отношений и контактов с родителями проблемных детей. Оказание им помощи в воспитании детей;
- систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводить с ними профилактические работы, учёт проводимой с ними работы и её результат.
3. Организация медицинской помощи.
- индивидуальные беседы по правилам гигиены с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»; 
- помощь в организации медобследований, прохождения лечения  (по медицинским показаниям)
4. Организация свободного времени проблемных детей.
- вовлечение в работу кружков;
- привлечение детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе (отмечать их успехи, достижения в ней);
- организация контроля над поведением свободного времени;
- тесная связь в работе с проблемными детьми с РОВД, КДН и ЗП, ПДН;
- постановка (при необходимости) на внутришкольный учёт и индивидуальная работа с обучающимися и их родителями.
5. Профилактическая работа.
- коррекционная работа с проблемными детьми: тренинг психолога, тестирование, анкетирование;
- индивидуальная работа с детьми по вовлечению в кружки, секции, факультативы.
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
I этап – 2020 – 2021учебный год – разработка программы «Подросток».
II этап – 2021 – 2023 учебный год – практический, работа над реализацией программы. 
III этап – 2024 – 2025 учебный год – анализ и обобщение результатов. Разработка стратегии дальнейшей работы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Наименование МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Посещение детей 5-11 классов, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году. Август Инспектор ОПД Классный руководитель 
Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь Классный руководитель 
Выявление проблемных   детей с последующим оформлением нужной документации. Сентябрь
-октябрь Инспектор ОПД Классный руководитель.
Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах. Ноябрь-
декабрь Инспектор ОПД Классный руководитель
1)Учёт посещаемости и успеваемости детей, состоящих на различных учётах. 
2)Тестирование учащихся 5-11 классов.
3) Проведение занятий по формированию толерантности в 5-11 классах. В течение года Классный руководитель 
Привлечение    детей    «группы    риска»  к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.     Особое    внимание уделять   их   читательским   интересам   и вкусам В  течение года Классный руководитель, заместитель по ВР, инспектор ОПД, педагоги ДО
Организация контроля за проведением свободного времени. В  течение года Классный руководитель 
Вовлечение в кружки и секции. В  течение года Классный руководитель, педагоги ДО
Вовлечение учащихся «группы риска» к волонтерской деятельности В  течение года Руководительволонтерского отряда, Совет старшеклассников
Совместно     с     инспекторами     ПДН проводить беседы на правовую тему В  течение года Классный руководитель, представители КДН, ПДН
Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе В  течение года Классный руководитель 
Совместное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся. В  течение года Классный руководитель Рыжова А.В.
Выявление   семей,   уклоняющихся   от воспитания детей В  течение года Классный руководитель, инспектор ОПД 
Выявление интересов у детей, имеющих проблемы в поведении. В течение года Классный руководитель 
Проведение общешкольных линеек по награждению учащихся по личным достижений (в т.ч. и детей девиантного поведения) В течение года Классный руководитель 
Работа с родителями
Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей В течение первой четверти Классный руководитель, Председатель Совета профилактики школы
Анкетирование родителей:
Определение методов семейного воспитания. С. 213(вып.2)
Воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка. (с.215, в2)
Взаимоотношения в семье. (с.215.в.2) В течение года Классный руководитель 
Организация      тематических      встреч, Вечеров, родителей  с  работниками образования, правоохранительных органов,прокуратуры и здравоохранения В  течение года Классный руководитель 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
1. Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».
2. Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
3. Развитие способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
4. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
5. Формирование умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
6. Создание условий гарантированной социальной защищённости учащихся: 
- знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение; 
- психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
7. Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие самобытности каждого, расширение дальнейших перспектив.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Социальная работа с детьми группы риска /М.С.Мартынова и др.- М.: Социальный проект, 2003.- 273с.
2. «Трудный ребёнок – что делать?-6-е изд.- СПб.: Москва, 2004.- 128с.
3. Социальный педагог в школе(из опыта работы) авт.-сост.Л.Д. Баранова.- Волгоград: Учитель, 2008.-187с.
4. Социальный педагог в школе.-вып.2авт.-сост И.Ю. Фоминичева(идр).- Волгоград: Учитель, 2010.-254с.
5. Справочник социального педагога:5-11 классыАвт.-сост.Т.А.Шишковец.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2007.-336с.- (Педагогика. Психология. Управление.)
6. управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов.- М.:»% за знания»,2006.-176с.- (Классному руководителю).
7. «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе», 2009. №1, №3,№4